С давних пор как-то сложилось, что туризм – дело коллективное.
Ну, какому нормальному человеку нужно объяснять, что все тяготы и лишения всегда гораздо легче преодолевать всем вместе, а не порознь в одиночку?
Но, всё это было очевидным для тех, кто вырос в стране, где народ в принципе был компанейским, а коллектив всех окружал с рождения и до смерти.
Сейчас же многое изменилось. Главным законом теперь стало: «Каждый, сам за себя»!
А любое приближение к незнакомому человеку, уже расценивается как попытка вторжения в личную жизнь.
В принципе, в городе всё это, наверное, даже и не плохо. Поскольку приучает людей надеяться только на себя (хотя и низводит понятие «дружба», до банального «знакомство»).
Но, вот в горах всё это выглядит, по меньшей мере, глупо и нерационально.
Индивидуальные палатки, личные карематы, подписанные и помеченные миски и кружки (ну как же – не дай Бог из чужой кружки воды выпить!). А ещё в одной группе я видел индивидуальные маленькие костерки и индивидуальную готовку пищи. 😉
Во что всё это выливается в итоге?
Вот лишь несколько примеров из моей многолетней практики:
1. Человек плохо себя чувствует в походе (простудился, натёр ногу . и т.д.). И вот, никому не говоря (привык сам о себе заботиться) идёт и медленно загибается. Пока об этом становится известно, уже требуется достаточно серьёзная помощь, что в итоге гробит поход для всей группы.
2. «Индивидуал», привыкнув где-то в Крыму спать в собственной одноместной палатке, продолжает и в серьёзных горах весь поход это делать. В результате из-за постоянного замерзания (зато просторно и никто не прижимается), он вынужден ночью не полноценно отдыхать, а пытается дожить до утра.
3. В группах, где идут «индивидуалы» часто видишь, как в случае потери одним из них своей кружки (ложки, или миски) он на полном серьёзе готовится к голодной смерти. И я его понимаю – кто ж в такой компании даст ему свою драгоценную ложку.
А одно из самых ярких впечатлений у них обычно бывает от того, что оказывается это так здорово, когда на привале в жаркий день кто-то приносит с реки пару кружек воды и любой из них может напиться. Не спрашивая при этом, чья она.
4. Ну, и самая высшая степень походного «индивидуализма», это когда человек постоянно демонстрирует всем, что он пришёл сюда любоваться природой, делать красивые фотографии, медитировать и пр., а те, кто его окружает, интересуют мало – так, досадный раздражающий фактор, с которым ему просто приходится мириться.
Некоторые, привыкшие жить именно так, могут возразить — Но, я ведь никому не мешаю! Если и мучаюсь, то сам! А улыбаться я никому не обязан!
На что хочется удивиться – А с чего вы решили, что помощь и забота о том, кто рядом (о вас, или ваша о ком-то другом), может кому-то помешать?!!
И, конечно вы правы — свою улыбку кому-то дарить не обязаны. Поскольку дружелюбное отношение к людям – это не обязанность, а потребность, и если её нет, то… 🙁
При этом выше упомянуты лишь самые безобидные примеры.А сколько случаев, когда подобные, казалось бы, невинные проявления, постепенно переходят в самый настоящий эгоизм, отравляющий в походе жизнь всем, кто находится рядом:
— А почему я должен помогать ставить палатку, в которой не сплю?
— А почему я не могу спать в стороне от лагеря (за километр), если хочу сфотографировать закат именно в том месте?
— А почему я должен у кого-то из женщин забирать из рюкзака груз? У неё ведь нога болит, а не спина!
— А давайте посчитаем поштучно — может я дров больше всех принёс!
— А почему я должен с кем-то делиться водой из своей собственной бутылочки?
Кстати, а вы никогда не читали на каком-нибудь форуме переписку тех, кто готовиться пойти в совместный поход?
Почитайте как-нибудь на досуге – вот уж где человек сразу раскрывается, особенно если в его записях нет ни малейшего интереса к своим будущим согруппникам, а только лишь сплошные рассказы о себе и своих «подвигах» и «достижениях». 🙂
К чему это всё?
А к тому, что разумеется, уже сформировавшуюся личность за пару недель не изменить, но…
Коллективный поход, это прекрасная возможность пожить немного так, чтобы почувствовать, что забота о других доставляет удовольствие не меньше, чем забота о самом себе.
И только в этом случае группа вчера ещё незнакомых людей станет дружной весёлой командой единомышленников (живущей в походе общими проблемами и радостями), а не станет кучкой «индивидуалов», собирающихся вместе у костра только для того, чтобы поесть.
Поверьте — любой поход становится ярче на эмоции, если ими есть с кем поделиться. А вокруг тебя окружают люди, с которыми так хочется подольше общаться у вечернего костра.
Коровяковский Сергей