Смотрю я тут разные отчёты и рассказы о походах, и оторопь берёт…
Ладно туристы-новички, ничему не обученные и никем не проинструктированные, чёрте как и чёрте в чём лезут сломя голову в воду. Так ещё и их «гиды» участвуют в этом бардаке полновесно!
Поэтому давайте расскажу, как это делать правильно и чему меня самого когда-то очень давно учили.
Тем, кто только начинает приобретать свой туристский опыт, либо тем, кого никто этому не учил, думаю будет интересно и полезно всё внимательно прочитать.
Сразу предупреждаю всевозможных молодых «гуру», которые после пары походов уже всё знают и со всем не согласны — никто не заставляет выполнять то, что написано ниже. И если есть охота экспериментировать со своим здоровьем и жизнью — пожалуйста, это ваше право!
Для начала маленькая справка — в горном туризме количество смертей на переправах ни сколько не меньше, чем на скалах и перевалах. Помните об этом всегда!
Итак, группа новичков (или не очень опытных туристов) подошла к реке, по которой проложены для переправы брёвна, зачастую скользкие и шаткие.
В этом случае инструктор обязан первым перейти, своим примером показав как правильно это делать. И какая бы задница не была впереди, первым именно он лезет в неё.
После чего он обязан остановиться рядом с препятствием (независимо от его сложности и опытности своих туристов) и организовать переправу.
При этом он должен находиться так, чтобы в любую минуту подать руку помощи тому, кто вступил на бревно. И стоять он должен не где ему вздумается, а вплотную к препятствию, и обязательно по возможности ниже по течению.
Сама же переправа организуется следующим образом — как только один человек вступает на бревно, идущий за ним тоже подходит к берегу как можно ближе, чтобы в случае ЧП вместе с инструктором (стоящим впереди) оказать помощь сорвавшемуся в воду.
Для примера можете посмотреть ещё вот такую переправу через одно и то же место, но организованное для туристов разными инструкторами и в разные годы. Обратите внимание, как это делается в первом случае,и как во втором. При этом в обоих случаях здесь показана переправа неопытных новичков. Это на тему, как надо, и как не надо делать.
Если человек боится высоты и не может идти над бурлящим потоком, то инструктор обязан организовать переправу так, чтобы у боящегося уверенности в своих силах и в своей безопасности стало больше. Для этого можно либо навесить верёвочные перила (пусть даже символические), либо сделать их из палок, связав между собой. Отключив тем самым в мозгу этого туриста тумблеры, отвечающие за страх.
Кроме этого интструктор обязан проконтролировать, чтобы люди на такую переправу выходили соответственно экипированными. А именно — в нормальной обуви с хорошим протектором, а не в пляжных тапочках! Думаю ни кого не удивлю пояснив, что приведённая ниже фотография и та, что показывает выше одинокую девушку с палками на мокром бревне, это переправа одной и той же группы, где их «гид» только чудом не угробил людей.
Думаю ни кого не удивлю пояснив, что приведённая только что фотография и та, что показывает выше одинокую девушку с палками на мокром бревне — это переправа одной и той же группы. Где их «гид» только чудом не угробил людей.
Кроме обуви следует обратить внимание на рюкзаки, у которых грудные стяжки (которые в принципе не нужны и бесполезны в походах новичков) были обязательно расстёгнутыми. В противном случае при падении в воду есть реальная вероятность быть задушенным этим ремешком (случаи чего уже были).
Так же должен быть расстёгнут и поясной ремень.Чтобы в случае падения в воду, рюкзак можно было максимально быстро сбросить с себя.
Ещё, о чём должен помнить турист на такой переправе…
Падения в воду моментального не бывает. У поскользнувшегося бедолаги всё равно будет пара секунд, чтобы помахать руками в разные стороны. Постарайтесь использовать это с пользой, и не плюхнуться в волны как мешок с удобрением, а уцепиться за то, на чём только что стояли. Очень часто это даёт возможность, пусть и оказавшись в воде, не уплыть тут же вниз по течению, стуча костями и головой по камням на дне, а крепко вцепившись в бревно ждать помощи. Для этого надо сделать так, чтобы при падении в воду бревно оказалось у вас под мышкой. В этом случае в 90% из 100 человек удержится на месте до прихода помощи.
Если же этот манёвр не удался, то постарайтесь упасть с бревна в сторону уклона реки, то есть, вниз по течению.
Если же упасть туда, откуда несётся вода, то есть вероятность, что затянет под бревно, и тогда травмы (это в лучшем случае) гарантированы.
Что делать в воде, если всё-таки сорвались и вас понесло вниз?
Попытаться оказаться у берега, цепляясь за любые ветки и…молиться!
Потому что все остальные грамотные и сложные телодвижения нужно долго и серьёзно отрабатывать. Почему и рассказывать здесь «на пальцах» об этом бесполезно.
Ещё один важный момент безопасной переправы — действия инструктора (руковода группы). Если, конечно, он действительно реально опытный руководитель, а не обычный коммерческий гид, пришедший сюда зарабатывать деньги.
В этом случае он обязан не просто всё грамотно организовать, а потом стоять в сторонке, наблюдая и комментируя.
Если есть необходимость, то его прямая обязанность лично участвовать в переправе, как самому сильному и самому опытному из группы. Буквально своими руками провожая или встречая каждого переправляющегося.
Теперь ещё один вариант переправы — вброд.
В этом случае независимо от погоды, глубины и ширины реки, и собственного желания, переправа осуществляется исключительно в ботинках! Любителям пощекотать себе нервы и поиграть в рулетку со своим здоровьем повторяю — никаких тапочек и кроссовок!
Дело в том, что никто не знает, какое именно дно ждёт вас под водой. Поэтому ноги должны быть гарантированно защищены от травм на камнях, получить которые проще простого, оступившись, или поскользнувшись.
Кроме того, сцепление протектора ботинка с камнями под водой в сто раз лучше,чем у разных тапок. Что тоже убережёт вас от дальнейшей экстренной эвакуации к людям.
И совсем уже верх безумия, переходить горные реки босиком!
Здесь даже не буду ничего аргументировать.
Переправа вброд, в зависимости от силы течения и глубины реки, осуществляется чаще всего либо индивидуально, либо «стенкой».
Но, даже в первом случае это не означает, что туристы должны лезть в воду как стадо баранов — кто как хочет, и кто куда хочет.
Люди в этом случае переправляются компактной группой, не растягиваясь и строго друг за другом. Подстраховывая впереди идущего и наблюдая, куда он ставит ногу.
Порядок переправы следующий — первым обязательно идёт инструктор, за ним самый слабый. Дальше идёт чередование сильных туристов и слабых. Замыкает самый сильный и опытный. Действия которого подстраховывает предпоследний, постоянно поглядывая, что делается у него за спиной.
Второй вариант, если течение сильное и глубина большая (а навесить перила невозможно) — переправа «стенкой».
В этом случае группа, разбившись на небольшие компании, поставив в середину самых слабых, и крепко держась друг за друга, переходит строго перпендикулярно течению.
Опять же, наглядно показываю, как надо строить «стенку» и как не надо.
И пусть солнечная погода и замечательные пейзажи вокруг не расхолаживают вас! Вода — это всегда стихия! И зачастую очень коварная и непредсказуемая! И, к примеру, именно в том месте, где на предыдущей фотографии странный «гид» (единственный кто в ботинках) ведёт за ручку своих весёлых туристов, через несколько лет на такой же переправе утонул человек.
Ещё один момент: раздеваться перед бродом — лишняя потеря времени и сил. Которая, к тому же, абсолютно ничего не даёт туристам. Поскольку мокрые штаны высохнут на тебе гораздо быстрее, чем ты успеешь это заметить.
На этом небольшой инструктаж, пожалуй, закончу.
Надеюсь, что многим, кто ещё не очень хорошо знаком с этой темой, написанное поможет не только получить удовольствие от похода, но и убережёт от лишних неприятностей, больших и маленьких.
Берегите себя!
Коровяковский Сергей